Поиск
Close this search box.

Педагогический пленэр

 

Опыт воспитательной практики

МДОБУ ЦРР – д/с № 30 «Лесная сказка»

Направление: приобщение к культурному наследию.

Название: «Русские народные праздники, традиции и обряды в ДОУ»

Авторы:

— Овчинникова Н.В., старший воспитатель;

— Деревцова Г.Н., музыкальный руководитель;

— Ильина О.Г., воспитатель;

— Стрельцова И.А., воспитатель;

— Хуторянская Е.В., воспитатель.

Оригинальная идея:

«Нет дерева без корней, дома – без фундамента»

Народная мудрость.

Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Одним из основных направлений работы нашего детского сада является приобщение дошкольников к культурному наследию через воспитание в национальных традициях.

В системе дошкольного воспитания русская традиционная музыкальная культура представлена песнями, попевками, играми, хороводами. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры.

Актуальность темы опыта работы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому нашим детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. На наш взгляд, именно система знаний, представленных в опыте работы поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

От задумки – до результата

Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития.

В данном опыте работы намечены следующие приоритеты:

1. Создание развивающей предметно пространственной среды.

В нашем детском саду функционирует музейно-образовательное пространство, созданы мини-музеи: «Славная Русь» и «Русская горница», в которых силами педагогов и родителей собраны предметы русской старины: посуда, музыкальные инструменты, бытовые предметы, орудия труда, старинные игрушки, предметы народного декоративного творчества и т.д.

На базе музеев   проводятся тематические занятия по народному творчеству, праздники, развлечения, «Посиделки» с родителями, встречи с гостями.

Во всех группах организованы уголки народно-прикладного искусства, музыкальные и театральные зоны, которые наполнены различными пособиями, помогающими расширить знания детей о культуре и традициях своего народа.

Музыкальный зал оснащен музыкальными инструментами: деревянные ложки, колокольчики, трещотки, бубны, погремушки. Для обучения детей игре в оркестре приобретен набор деревянных шумовых инструментов. Накоплен материал настенного оформления, отражающий тематику праздников, имеется собрание декораций к инсценировкам, драматизациям.  Развивающая среда включает в себя и костюмы для детей и взрослых, которые имеют немаловажное значение для формирования представлений о народной культуре.

Вовлекая родителей в единое образовательное пространство «Детский сад — семья», совместными усилиями пополняется развивающая среда ДОУ. Тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений позволяет сформировать в детях художественный вкус к народному творчеству.

2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Проведение народных праздников, традиций и обрядов.                                    В них фокусируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

В своем опыте работы мы опирались на духовно-нравственный потенциал отечественных традиций. Использовали разнообразные виды и формы работы: беседы, театрализованные представления, досуги, развлечения, праздники, посиделки.

Для этого в детском саду имеется большая подборка музыкального репертуара для всех возрастных групп, картотека народных игр, песен, хороводов, закличек, используемых в народных праздниках, фонотека народных мелодий. Разработан проект по ознакомлению детей с русской народной праздничной культурой. В соответствии с планом составлены сценарии праздников, развлечений. Народные праздники представляют собой единое праздничное действие и детей, и взрослых.

В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений художественно- эстетического воспитания и образования дошкольников.

Разработан системный подход к проведению календарных праздников в ДОУ. В детском саду регулярно проводятся народные праздники: «Осенние посиделки», «Святки», «Масленица», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Троица», «Яблочный и Медовый Спас», активными участниками которых являются взрослые и дети. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для детей.

Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению — радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям.

Только возвращение к русскому фольклору, к его истокам, народным традициям и православным праздникам поможет нам противостоять бездуховности современного мира.

Основными критериями результативности являются:

1. Проявление у ребенка познавательного интереса к культуре и истории русского народа.

2. Овладение элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей.

3. Активное участие детей и родителей в праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.

4. Умение и желание импровизировать в самостоятельной деятельности на тему русского народного творчества.

Полезные эффекты от реализации опыта:

Опираясь на вышеперечисленные критерии, отмечаются положительные результаты в развитии познавательной деятельности дошкольников.  У детей расширились представления о ценности народной музыкальной культуры через народные танцы, хороводы, песенное творчество; увеличился интерес к участию в народных праздниках.

ДОБРЫЙ МИР

МДОБУ 30 проект МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС

Проект Горница чудесница.docx

Музейно-образовательное пространство МДОБУ ЦРР — дс № 30

Масленица сценарий

ПРОЕКТ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Сценарий Пасха

Сценарий ТРОИЦА

виды пасхальных яиц

интегрированное занятие Пасха старшая группа

консультация по окраске яиц

пасхальные игры

пасхальные приметы, обычаи

проек Пасха

Галерея

Мини-музей Русская изба

Пасха

Рождественские святки

Троица

Яблочный спас

Дата обновления страницы: 17.05.2023

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122