Поиск
Close this search box.

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Оборудованные учебные кабинеты

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

— методический кабинет;

— музыкальный зал; 

— физкультурный зал;

— туристическая зона;

— бассейн (внутренний и уличный);

— мини-музей «Горница»;

— Центр «Патриот»;

— групповые помещения;

— игровые участки.

Все кабинеты ДОУ оснащены современным оборудованием, создана хорошая материально-техническая база, грамотно организованна предметно-развивающая среда.

 В МДОУ ЦРР — д/с № 30 «Лесная сказка» также создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • Организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Разработан паспорт доступности учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Обустроен безопасный доступ в учреждение лиц с нарушением опорно–двигательного аппарата.
  • В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
  • В учреждении имеются квалифицированные кадры, осуществляющие коррекционно- развивающую деятельность: инструктор по физической культуре, медицинский персонал.
  • При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, сухой бассейн, объемная змейка, релаксационное оборудование.
  • Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе специальных методических разработок и дидактических пособий: С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» А.С. Галанов «Игры, которые лечат», О.В. Козырева «Развивающие игры для дошкольников», М.А. Рунова «Занятия с использованием детских тренажеров», Е.Н. Котышева «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ»
  • В ДОО педагогами обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.

Оборудованные объекты для проведения практических занятий

Перечень помещений для организации образовательного процесса Назначение кабинета, помещений Характеристика оснащения объекта
Групповые комнаты 5 групповых комнат

Проведение образовательной, совместной, индивидуальной деятельности

Сюжетно – ролевые игры

Самообслуживание

Трудовая деятельность

Самостоятельная творческая деятельность

Экспериментирование.

Кружковая работа.

Детская мебель, в соответствии с возрастом детей, развивающие игры и пособия. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр

Книжный уголок

Уголок изодеятельности

Уголок музыкального воспитания

Уголок физкультурно-спортивный

Уголок безопасности

Уголок ряженья, уединения

Игровая мебель

Уголок природы и экспериментирования.

Спальное помещение 5 спальных помещений

Дневной сон

Игровая деятельность

Гимнастика после сна

Кровати
Раздевальная комната Информационно – просветительская работа с родителями

Режимные моменты

Информационный уголок

Выставка детского творчества

Детские шкафчики для раздевания, скамейки, стульчики

Игровые участки Развивающие прогулки.

Игровая деятельность

Физкультурные досуги, праздники.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Трудовая деятельность.

Беседки;

Песочницы с крышками;

Малые архитектурные формы, нестандартное оборудование.

 

Музыкальный зал Музыкальные занятия

Тематические досуги;

Развлечения;

Театрализованные представления;

Праздники, утренники;

Производственные собрания;

Родительские собрания

Утренняя гимнастика

Музыкальный центр

Пианино

DVD-плеер

Детские музыкальные инструменты

Фонотека, нотный материал, методическая литература по всем разделам программы музыкального развития.

Спортивный зал Утренняя гимнастика

Физкультурные занятия

Спортивные досуги

Корригирующие занятия на профилактику плоскостопия и нарушения осанки

Стандартное и нестандартное оборудование для проведения праздников, атрибуты для игр и занятий, пособия

Оборудованная библиотека(и)

В методическом кабинете имеется библиотека детской художественной литературы согласно возраста и программы.
Также имеется библиотека методической литературы, периодических изданий «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Справочник старшего воспитателя», «Руководство ДОУ», «Обруч», «Дошкольное воспитание».

В методическом кабинете имеется библиотека детской художественной литературы согласно возраста и комплексной программы «Детство». В групповых помещениях собрана художественная литература, используемая в непрерывной непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности с воспитателем.

В методическом кабинете собран дидактический материал для организации образовательной деятельности.

Оборудованные объекты спорта

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

— физкультурный зал;

— туристическая зона;

— бассейн (внутренний и уличный);

— спортивная площадка;

-волейбольная площадка;

-баскетбольная площадка;

-футбольное поле;

— игровые участки.

Все кабинеты ДОУ оснащены современным оборудованием, создана хорошая материально-техническая база, грамотно организованна предметно-развивающая среда.

 В МДОУ ЦРР — д/с № 30 «Лесная сказка» также создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • Организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Разработан паспорт доступности учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Обустроен безопасный доступ в учреждение лиц с нарушением опорно–двигательного аппарата.
  • В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
  • В учреждении имеются квалифицированные кадры, осуществляющие коррекционно- развивающую деятельность: инструктор по физической культуре, медицинский персонал.
  • При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, сухой бассейн, объемная змейка, релаксационное оборудование.
  • Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе специальных методических разработок и дидактических пособий: С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» А.С. Галанов «Игры, которые лечат», О.В. Козырева «Развивающие игры для дошкольников», М.А. Рунова «Занятия с использованием детских тренажеров», Е.Н. Котышева «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ»
  • В ДОО педагогами обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Сведения о наличии объектов спорта

Одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения является физическое развитие детей дошкольного возраста.

Для проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ имеется: спортивный зал, бассейн, туристическая зона, медицинский и процедурный кабинеты, спортивная площадка на улице (футбольная, баскетбольная и волейбольная), игровые площадки.

В системе проводятся физкультурные занятия (2 в зале, 1 на воздухе), утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная и корригирующая гимнастика, занятия в бассейне, подвижные и спортивные игры, занятия на тренажерах, используются закаливающие мероприятия, спортивные досуги и праздники, пешеходные прогулки, экскурсии и др. Пространственная среда в физкультурном секторе ДОУ разнообразна, многие пособия и атрибуты изготовлены педагогами, а также имеется большой выбор фабричного оборудования для проведения подвижных игр и упражнений, занятий физкультурой и спортом.

Во всех группах детского сада оборудованы уголки физического развития детей, в которых имеется весь необходимый инвентарь, пособия, игровой материал для занятий детей данного возраста. Размещение пособий в непосредственной близости позволяет детям повседневно пользоваться ими, упражнять в различных движениях при постоянном наблюдении воспитателя.

Система организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы позитивно отразилась на здоровье и физическом развитии детей. Диагностика физического развития дошкольников показала, что все дошкольники ДОУ выполняют нормативы, заложенные в основной общеобразовательной программе детского сада и соответствуют возрастной норме физического развития.

Оборудованные средства обучения и воспитания

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

— методический кабинет;

— музыкальный зал; 

— физкультурный зал;

— туристическая зона;

— Центр «Патриот»;

— мини-музей «Горница»;

— бассейн (внутренний и уличный);

— групповые помещения;

— игровые участки.

Все кабинеты ДОУ оснащены современным оборудованием, создана хорошая материально-техническая база, грамотно организованна предметно-развивающая среда.

 В МДОУ ЦРР — д/с № 30 «Лесная сказка» также создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • Организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Разработан паспорт доступности учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Обустроен безопасный доступ в учреждение лиц с нарушением опорно–двигательного аппарата.
  • В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
  • В учреждении имеются квалифицированные кадры, осуществляющие коррекционно- развивающую деятельность: инструктор по физической культуре, медицинский персонал.
  • При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, сухой бассейн, объемная змейка, релаксационное оборудование.
  • Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе специальных методических разработок и дидактических пособий: С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» А.С. Галанов «Игры, которые лечат», О.В. Козырева «Развивающие игры для дошкольников», М.А. Рунова «Занятия с использованием детских тренажеров», Е.Н. Котышева «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ»
  • В ДОО педагогами обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленым для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОБУ создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества.

Информационная база ДОУ оснащена:

— электронной почтой;

— локальной сетью;

— выходом в Интернет;

— разработан и действует сайт МДОБУ.

Техническая инфраструктура Информационной среды дошкольного учреждения включает в себя:

— 5 компьютеров;

— 4 ноутбука;

— мультимедийное оборудование: 5 проекторов, 2 экрана, 4 принтера, 2 сканера;

— 4 телевизора;

— 2 музыкальных центра;

— цифровой фотоаппарат;

— 1 домашний кинотеатр;

— акустическая система с микрофонами.

Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Оказание данных услуг осуществляет провайдер ООО «Подряд». Средства сетевого взаимодействия поддерживают оперативный обмен информацией в режиме электронной почты.
Почта активно используется для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.

В детском саду создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт.
На сайте располагается информация: о детском саде и его основных направлениях деятельности; об истории и развитии ДОУ и его традициях; о воспитанниках; о педагогических работниках. На сайте размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – документы, регламентирующие работу ДОУ, публичный отчет.

Вид информационной системы, кол-во

Помещение

Функциональное назначение

Категории пользователей

Ноутбук, 4 шт. Группа № 3, 7, 9, музыкальный зал — Осуществление методической помощи педагогам;

— организация консультаций, семинаров, педагогических советов;

— работа с отчетной документацией, оформление педагогического опыта;

— выход в Интернет;

— планирование и мониторинг образовательной деятельности:

— организация и проведение образовательной деятельности.

 Педагоги
Персональный компьютер, 1 шт. Методический кабинет — Создание электронного банка педагогического опыта;

— создание медиатеки для дошкольников и родителей;

— создание и выпуск буклетов и презентаций;

— осуществление методической помощи педагогам;

— организация консультаций, семинаров, педагогических советов;

— работа с отчетной документацией, оформление педагогического опыта,

— выход в Интернет, ведение сайта;

— ведение «Сетевой город», «Исполнение профстандартов».

Старший воспитатель, педагоги
Персональный компьютер, 1 шт. Кабинет заведующего -вход в интернет;

— работа с электронной почтой,

— работа с отчетной документацией,

— ведение административной документации.

Заведующий ДОУ
Персональный компьютер, 2 шт. Кабинет заведующего хозяйством — ведение административно-хозяйственной документации;

— работа с отчетной документацией.

Заведующий хозяйством, специалист охраны труда, кладовщик
Персональный компьютер, 1 шт. Кабинет специалиста отдела кадров — Выход в интернет;

— работа с электронной почтой,

— работа с отчетной документацией,

— унификация кадрового делопроизводства, ведение баз данных и т.д.;

— ведение медицинской документации

Специалист отдела кадров, медсестра

Для повышения качества педагогического процесса в своей практике педагоги используют мультимедийные презентации и обучающие программы, т.к. материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.

Педагоги ДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности во всех образовательных областях. Мультимедийное оборудование активно используем на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов, включающая развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).

Организация доступа к информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам. Доступ воспитанников к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной общеобразовательной программой ДОУ.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Не имеется электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе для инвалидов и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

Не предусмотрено

Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступа в здание образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОБУ № 30 разработан Паспорт доступности. Паспорт сформирован на основании:

— Анкеты (информации об объекте);

— Акта обследования объекта социальной инфраструктуры.

Предметно-развивающая среда помещений и групповых комнат МДОБУ № 30

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МДОБУ № 30

Анкета (информация об объекте ОСИ)

АКТ обследования ОСИ

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ нет специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин

Подробнее

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

 

В МДОУ ЦРР — д/с № 30 «Лесная сказка» создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • Организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Разработан паспорт доступности учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Обустроен безопасный доступ в учреждение лиц с нарушением опорно–двигательного аппарата.
  • В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
  • В учреждении имеются квалифицированные кадры, осуществляющие коррекционно- развивающую деятельность: старший воспитатель, медицинский персонал.
  • При организации  образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн, объемная змейка, релаксационное оборудование.
  • Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе  специальных методических разработок и дидактических пособий: С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» А.С. Галанов «Игры, которые лечат», О.В. Козырева «Развивающие игры для дошкольников», М.А. Рунова «Занятия с использованием детских  тренажеров»,  Е.Н. Котышева  «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ»

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

      В МДОБУ № 30 разработан  Паспорт доступности. Паспорт сформирован на основании:

— Анкеты (информации об объекте);

— Акта обследования объекта социальной инфраструктуры.

В МДОБУ № 30 присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Группы ДОУ, где находятся дети с ОВЗ и дети-инвалиды, оборудованы специальной мебелью; индивидуальной мебелью.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

Предоставление услуг на объекте (МДОБУ № 30):

  • Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — имеются.
  • Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
  • Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
  • Предоставление услуг в дистанционном режиме — предоставляются.
  • Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.

В МДОБУ № 30 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

 

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.


Дата обновления страницы: 26.08.2024

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122